Организация духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства - Мои статьи - Каталог статей - МАДОУ детский сад №1 г. Мончегорска
 
Суббота
25.10.2014
23:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ детский сад № 1 г. Мончегорск.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Мини-чат

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
 
 
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека.
Проанализировав сложившийся в нашем детском саду кадровый, родительский потенциал, материальные условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, коллективом были определены цели и задачи работы, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников.
Работа нашего дошкольного учреждения может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок - семья».
Организация духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется через реализацию следующих задач: - изучение педагогической литературы по проблеме; - выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия; - создание условий для организации данной работы в детском саду; - повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.
Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях. Методическая работа направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: теоретические семинары, мастер-класс, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической литературы. Педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам: - православные праздники в детском саду; - продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании; - консультативный и информационный материал для родителей; - игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Был организован мастер - класс, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. В процессе работы педагоги знакомились с храмами Мурманской области, их историческим прошлым, внутренним убранством.
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В оформлении групп использованы элементы православной культуры: иконы, подсвечники. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Храмы Мурманской области», «Святые места России», «Православные святые». Для родителей оформлена информация о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам «Православные праздники зимой», «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей» и другие.
В нашем дошкольном учреждении есть своя библиотека, где собран теоретический и практический материал: -литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски); -литература для родителей и педагогов; -демонстрационный и раздаточный материал для проведения непосредственно образовательной деятельности; -игры по духовно-нравственному воспитанию; -иллюстрации. Организация работы в системе «педагог - дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.
Педагоги проводят организованную образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию со второй младшей группы. Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности: -игровую: проведение пальчиковых игр «Храм»; дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив; -продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений; -театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся». В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с духовной музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святки», «Рождество Христово», «День Ангела». Система «педагог – родители» Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи («Я-семья-род-народ», «Агрессия в жизни ребенка»). Педагоги привлекают семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», «По святым местам», изготовлению поделок к православным праздникам. Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, создании мини – музеев, оформлении различных выставок. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса принесло положительные результаты. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
 
Литература:
-Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой. М.Д. Маханевой.
-сборник материалов Библиотеки журнала "Управление ДОУ" "Социальное партнерство детского сада с родителями. -  Творческий центр "Сфера", Москва, 2013
Категория: Мои статьи | Добавил: Лара (13.02.2013) | Автор: Лапкина В.В., зам. зав. по УВР
Просмотров: 2827 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Форма входа

Наши координаты:
Мурманская область

г.Мончегорск, ул. Лесная д.10,

тел. 8(81536)5-91-33,

e-mail: dou1.monch@gmail.com


Ссылки
  • Правительство Мурманской области
  • Управление образования администрации г.Мончегорска
  • Мончегорский Рабочий

  • Статистика

    Онлайн всего: 0
    Гостей: 0
    Пользователей: 0

    Вверх
    МАДОУ №1 г. Мончегорска © 2014
    Используются технологии uCoz